Достаточно сказать, что руководила комиссией академик Наталья Петровна Бехтерева, один из авторитетнейших в мире специалистов по головному мозгу человека. А обследовались ученики Вячеслава Михайловича Бронникова, чей метод обучения видеть без глаз вызывал, да и сейчас вызывает полное неприятие физиологов, медиков и вообще любого здравомыслящего человека.
Лишь немногие из ученых решаются переломить себя и, не боясь насмешек здравомыслящих коллег, признать очевидное, хотя оно и невероятно.
Один из таких смельчаков — доктор физико-математических наук, профессор МГУ Юрий Петрович Пытьев. Несколько лет назад, когда у Бронникова было всего два ученика, Пытьев по просьбе Вячеслава Михайловича их тестирование.
Результаты были ошеломляющие.
Юные феномены не только читали с плотно завязанными глазами любые тексты, не только отчетливо различали окружающую обстановку, но и могли посылать свои «глаза» за светонепроницаемую преграду — например, за стену, разделяющую две комнаты, — и видеть, что делается там. Я умышленно заключил здесь слово «глаза» в кавычки: это у ребят было такое ощущение, что они могут посылать глаза в «свободный полет». Но на самом деле их глаза оставались на месте, а значит, зрительная информация зиждилась на каком-то другом физическом явлении. Бронников и просил физика Пытьева попытаться определить, что это за явление. Пытьев с этой задачей не справился.
— Эксперименты я проводил максимально корректно, — рассказывал мне Юрий Петрович. О каких либо фокусах в духе Эмиля Кио или Дэвида Копперфилда и речи быть не может. Факты установлены железно: да, у человека есть и другие органы приема зрительной информации, помимо глаз. И можно его научить этими органами пользоваться. Но что это за органы, на каких принципах они работают — увы, я так и не смог выяснить. (Мастер-класс автора метода по развитию способностей проводились в Санкт-Петербурге в июне 2005 года, в ноябре 2005 года, в 2006 году, в мае 2007 года, в декабре 2007 года, в 2008 году, в Москве в 2006 году,
в 2007 году, в 2009 году, в Феодосии в 2004 году, в марте 2005 года, в Киеве в 2006 году, мероприятия в Москве и мероприятия Человеческий интернет (2006 год))Здесь нужен большой коллектив профессионалов — физиков, медиков, физиологов. Поэтому я прекратил эту работу, в надежде, что со временем, поднакопив знаний, другие исследователи раскроют эту загадку.
С тех пор знаний о человеке особенно не прибавилось, но, тем не менее, нашлась группа серьезных ученых-физиологов, которая заинтересовалась этим феноменом. И тому были объективные причины. Школа Бронникова продолжает работать, из нее выходят все больше людей, обладающих альтернативным зрением, а среди них и совсем незрячие, научившиеся читать и видеть окружающую обстановку. Более того, уже в других городах России начинают применять методику Бронникова — учат видеть с закрытыми глазами. И те, кто этим занимается, уверяют – такое умение доступно любому человеку, надо лишь его научить, как это делать. А если это так, то проблема уже выходит за рамки медицины, приобретает социальное звучание.
Ведь если в обществе появились люди, для которых нет тайн ни за бетонной стенкой, ни за сейфовой броней, ни за плотной бумагой запечатанного конверта, то это, в конце концов, неминуемо внесет коррективы в привычные отношения. Тем более что таких людей становится все больше, и не исключено, что умение «видеть без глаз» будет передаваться по наследству, на генном уровне.
Так что у ученых были причины отнестись к этому феномену серьезно. Физиологи под руководством академика Бехтеревой обследовали семь подростков от 10 до 17 лет, прошедших обучение альтернативному видению. Обычное зрение у этих подростков было самое разное: у кого-то нормальное, а кто-то почти ничего не видел.
Обследование было организовано так, чтобы исключить малейшие сомнения. При этом никакой чертовщины, вроде перебрасывания глаз через стенку: ученые ведь собрались серьезные.
На испытуемых накладывали черную маску из непрозрачной материи, полностью закрывающую лицо, и предлагали прочесть текст из книги, брошюры или разового объявления, различить буквы и цифры, появляющиеся на экране компьютера. Книги были самые обычные, и испытуемые должны были читать их как обычно, а не водить пальцами по странице, как читала в свое время небезызвестная Роза Кулешова. Наблюдатели сидели в трех метрах от подростков, и никакой контакт между ними не был возможен. Короче говоря, условия эксперимента исключали любую подтасовку фактов.
Альтернативное зрение не появляется само, его надо «включить» усилием воли, что испытуемые и делали по сигналу экспериментаторов. В этом состоянии они свободно читали любой текст, различали все знаки, ориентировались в незнакомой комнате. А ученые регистрировали у них электроэнцефалограмму мозга в обычном состоянии и при чтении с закрытыми глазами. Оказалось, что при включении альтернативного зрения электрическая активность мозга становится более высокочастотной, особенно в лобных областях, что свидетельствует об активной работе. По-видимому, мозг при этом перестраивается на другой режим, начинает использовать свои сверхвозможности.
Итак, авторитетным российским ученым ничего не оставалось, как признать: альтернативное зрение существует.
Причем речь идет не о феномене, не об уникальных свойствах некоторых личностей, а о методе, поскольку видению без глаз можно научить. В своей статье, опубликованной в журнале «Физиология человека», ученые используют термин «прямое видение» — в обход обычного зрительного пути без проекции изображения на сетчатку глаза. При этом, вероятно, клетки мозга напрямую активизируются факторами внешней среды, скажем, электромагнитными волнами. Но есть и другая гипотеза, изложенная в статье: «Не настаивая на истинности рабочих построений, с наименьшими выходами за рамки известного, по-видимому, можно предположить также сугубо предварительно, что альтернативное зрение осуществляется с помощью кожи. Прямых доказательств этому нет, но есть ряд косвенных».
Вот некоторые из этих косвенных доказательств. В процессе развития зародыша кожа формируется из того же зачатка, что и нервная система. Те, кто овладевает альтернативным зрением, учатся сопоставлять ощущения кожи с цветом и другими свойствами предметов. К тому же в природе уже существует феномен зрения поверхностью тела – кожей видят некоторые морские беспозвоночные и бабочки.
Исследователи предполагают, что в процессе обучения альтернативному видению не только проявляются потенциальные свойства кожи, но и переобучается мозг, проявляя свои безграничные возможности.
Впрочем, выдвинув такую гипотезу, авторы подчеркнули, что она сугубо предварительная и очень шаткая.
То же самое мне сказала и академик Бехтерева, когда я позвонил ей в Питер. Вернее, она вообще отказалась говорить больше, чем сказано в статье.
— Поймите, все это настолько необычно, — сказала она, — что у нас просто нет объяснений. Мы установили факт и описали его. На этом пока все.
— Наталья Петровна, ответьте на один вопрос. Да, вы описали факт, но в глубине души вы уверены, что это не феномен, божий дар для избранных, а просто свойство мозга, присущее всем людям, — одна из тех его могучих возможностей, о которых мы пока просто не подозревали?
Она помолчала. Потом коротко бросила:
— Да.